Пыталово, город (центр) Пыталовского района Псковской области

Первое упоминание сельца Пыталово и его владельцев - в 1782 г. Согласно 3-й крестьянской ревизии в это время в сельце проживало 13 крестьян, которыми владел М. Неклюдов. Из других архивных документов мы узнаем о владельцах сельца более позднего времени: Елизавета Неклюдова, Иван Петрович Экк, Михаил Неклюдов, Антонина Дараган.

В 1850-е годы во время строительства С-Петербурго-Варшавской железной дороги были намечены и начали строиться станции между городами Остров и Режица. В 1863 г. на карте Санкт-Петербурго-Варшавской магистрали на 345 версте 4-й дистанции появилась новая полустанция, ставшая одноименной с находящимся невдалеке сельцом Пыталово. В 1881 г. полустанок в официальных документах движения поездов начинает упоминаться как станция.

Облик станции постепенно менялся. Был построен новый вокзал. В 1908-1916 гг. были открыты открытые товарные платформы, пакгаузы, здание товарной конторы, девять жилых домов, деповские постройки.

В годы гражданской войны 1918-1920 гг. станция Пыталово были прифронтовыми и часто переходили из рук в руки противоборствующих сторон. Особенно упорными были декабрьско- январьские бои 1919-1920 гг., после которых фронт стабилизировался. Последний раз пыталовское направление упоминалось в оперативной сводке командования Красной Армии за 1 июля 1920 г.

Согласно условиям Рижского мирного договора 1920 г. часть территории Островского уезда (в т.ч. Пыталово) была передана Латвии и вошел в состав Люцинского уезда.

1 апреля 1925 г. был образован новый Яунлатгальский (Пыталовский) уезд, который в своем составе к 1940 г. насчитывал 15 волостей. По переписи 1935 г. в уезде проживало 109646 жителей, среди них было 60145 латышей (55%), 45885 русских (41,6%), 648 белорусов(0,6%). Проживали в уезде так же поляки, эстонцы и др.

В городе появились правительственная гимназия, русская и латышская шестилетние школы, двухгодичная сельскохозяйственная школа, три библиотеки.

Город тогда называли городом торговцев и предпринимателей. В нем было 58 мелких магазинчиков. Здесь торговали всем, чем только могли. Самая оживленная и бойкая торговля шла на двух улицах: Калпака (Пушкинская) и Лачплеша (Красноармейская).

Бывший дом купца Ильина - ПыталовоВесной 1938 г. город и станция Якнлатгале были переименованы в Абрене. Основанием для этого послужила некая историческая версия о том, что "порубежный край" вовсе не новая Латгалия, поскольку еще в 1224 г. на Вышгородецкой горе была Абренская латышская крепость. Ггородом был получен и свой герб, составным элементом которого стала подкова - олицетворение кузнечного ремесла и коневодства.

"Абрене" (" abra " - квашня) в переводе с латышского означает, видимо, увлажненное понижение. Корень этого слова часто используется в Латвии в названии лугов, полей, пастбищ, лесов и т.п. В 1930-е годы название "Абрене" перешло на земли, некогда входившие в состав Абренского округа, и стало вторым названием Яунлатгальского уезда в независимой Латвии.

Летом 1940 г. в городе была восстановлена Советская власть, но не надолго. Уже 4 июля 1941 г. Пыталово захватили фашисты. Началась трехлетняя вражеская оккупация.

В 1941-1943 гг. на территории уезда действовали подпольные организации: группа "Заря" на территории гавровской и Шкилбанской волостей под руководством И.Романова и И.Павлова, группа патриотов Пурвмалской (Носово) волости под руководством К.И. Бравиной, отделения Латвийской антифашистской организации А.Редниекса в депо ст. Абрене и Аугшпилской волости, организация "Искра" в стенах Абренской гимназии.

Начиная с марта 1943 г. Пыталовский край стал местом активных боевых действий латышских и ленинградских партизан.

После взятия Вышгородка 21 июля 1944 г. стрелковые роты , поддержанные танками и САУ, двинулись на Пыталово. Бой начался в четвертом часу утра и был скоротечным и кровопролитным. Во время боя был убит адъютант командира 1214-го полка, ныне почетного гражданина города С.Е. Полякова И.Лазутин, который в критический момент боя принял командование одним из батальонов. К семи часам утра 22 июля г. Пыталово Был освобожден. Началось преследование противника в направлении д.Носово (Рижское направление).

Страшную картину представлял город после освобождения. Как сообщалось позднее в газете "Циня", город был разрушен на 40%. Относительно целыми оставались чуть более 70 жилых и административных зданий. .

В 1944 г. городу вернулось его первоначальное значение Пыталово. Связано это было с образованием Псковской области в составе СССР.

Однако в 1959 г. произошли административные изменения и Пыталовский район был ликвидирован, но в 1965 г. восстановлен.

В Пыталово историческую ценность представляет здание ж\д вокзала, построенное в характерном для начала XX века стиле "модерн", а также комплекс двухэтажных жилых домов 1920-1930-х г.г. с первым этажом под торговые точки и склады.


Санкт-Петербург - Дони - Зайцево - Малое Верево - Вайя - Большие Колпаны - Вакколово - Лядино - Никольское - Новое Колено - Поддубье - Выра - Рождествено - Парушино - Кузнецово - Беково - Покровка - Большая Ящера - Сорочкино - Жельцы - Луга - Раковичи - Межозёрный - Жглино - Городец - Заплюсье - Заполье - Феофилова Пустынь - Лудони - Комарино - Маяково - Гмырино - Катежно - Строитель - Цапелька - Сверетово - Ротный Двор - Мараморочка - Подборовье 1-е - Псков - Черёха - Соловьи - Стремутка - Черская - Дуловка - Карпово - Остров - Заньково - Черепягино - Татищево - Юршино - Крюки -Решеты - Гораи - Заходы - Редковцы - Новгородка - Ременниково - Исса - Опочка - Пустошка - Усть-Долыссы - Невель - Лобок



Трасса М-20 (E-95) Санкт-Петербург - Псков

2013-2015 © | Карта сайта